• Аюрведа
  • Медицинская астропсихология
  • Пальмистрика
  • Сигнатурология

 Марматерапия

Согласно классическому канону Аюрведы "Аштанга хридайя самхита", мармы — это те точки тела, в которых важные энергетические потоки соединяются с другими структурами, такими как мышцы, сухожилия, суставы и т.д. Автор канона Вагбхата говорит, что те места, которые болезненны, уязвимы и показывают необычную пульсацию, рассматриваются как жизненные точки. Автор «Аштанга Хридайя самхиты» - последователь Сушруты, великого хирурга аюрведической традиции, который идентифицировал 107 марм и описал их в зависимости от их природы, структуры, реакции на повреждения, анатомического расположения и т.п. Согласно «Сушрута-самхите», марма — это узловая точка, место соединения нескольких телесных и эфирных начал – мамсы (мышц), сира(сосудов), снаю (связок), астхи (костей), сандхи (суставов) и проекция участков стхула (информационных каналов) и нади (энергетических каналов). Жизненными точками мармы называют по той причине, что по ним циркулирует жизненный «ветер» (прана-вайю). Чем ближе этот поток к поверхности тела — тем более опасно повреждения марм.

Традиционно выделяют две ветви Мармавидьи – тамильскую, основателем которой принято считать легендарного сиддха Агастьяра, и керальскую, основанную на наследии Сушруты, Вагбхаты и других мудрецов древней Индии.

Тамильская ветвь развилась в медицину сиддхов, и кроме того нашла своё выражение в одной из форм индийских боевых искусств марма-ати, ставшей впоследствии основой различных стилей у-шу в Китае, а также дзю-до и карате-до в Японии. Так как Мармавидья занималась исключительно жизненно важными точками тела человека, одно недоброжелательное, или неумелое безответственное касание к которым могло привести к смерти человека, то, естественно, что знания в ней передавались строго от учителя к ученику. В древнем трактате «Агастьяр кутирам» говорится: «Это знание не было создано для каждого в этом мире. Вы должны понимать это. Люди могут приходить и, восхваляя вас, пытаться завладеть им, но не допускайте этого. Наблюдайте и готовьте ученика 12 лет и лишь потом можете раскрыть ему это учение».

Одни источники считают, что мармы относятся исключительно к физическому телу, другие же говорят о 32 йоги мармах — жизненных точках тонкого тела. Они не все описаны в работах Сушруты, но, по-видимому, полностью присутствуют в тамильской традиции. Все они связаны между собой тонкими энергетическими каналами – нади. 16 из йоги-марм пересекаются со стхула-мармами — точками физического тела.

Теория марм оказала большое влияние на развитие йоги, аюрведы, астрологии и индийских боевых искусств. Тем не менее многие принципиально важные понятия были с течением времени искажены или утрачены, и теория марм в классических трудах и тем более в работах западных популяризаторов свелась к физиологическому представлению марма-точек на теле и методам физического воздействия на них.

Теоретические и практические разработки И.И. Ветрова в области марма-видьи направлены на восстановление и развитие древнего знания о взаимодействии марма-зон с энергиями вселенной. Центр «Дханвантари», следуя традиции Сушрута сампрадайи, использует в работе комплексное воздействие на мармы, рассматривая их как места проекции в теле человека различных энергий. Марма-видья включает в себя аюрведический, общий и точечный массаж, иглоукалывание, гирудотерапию, пчелоужаление и энергохирургию.

Цикл по марматерапии прошел в Санкт-Петербурге в октябре 2013 г.





Тел. +7 912-80-30-108 
Email: cd108@ya.ru
Skype: shachidulal